Эксперт назвал три проблемы в экономике Белоруссии

Экономист Евгений Довгель считает, что у белорусской экономики есть потенциал. Однако, существуют три фактора, которые не дают ему раскрыться. Связано это с активным кредитованием производств, непродуманной налоговой нагрузкой и отсутствием мотивации работников, пишет «Завтра твоей страны».

Специалист обратил внимание, что в Белоруссии госпредприятия часто развиваются на кредитные средства. Это приводит к тому, что в стоимость продукции уже закладывается оплата банковского долга. На выходе получается, что товару трудно конкурировать с импортным аналогом. 

По его мнению, кредитная система финансирования экономики приводит к долговым кризисам и неконкурентоспособности госсектора в рыночных условиях. В стране наступает дефицит денег, все больше растет потребность в иностранных вливаниях. 

Он советует обратить внимание на практику в Японии. Там банк не «дерет большой процент» с предприятия. Финансовая структура берет в качестве обеспечения акции, выступая в качестве инвестора. Само собой, что банковские специалисты перед этим просчитывают риски, анализируют бизнес-проект.  

Эксперт считает, что можно существенно снизить объем иностранных кредитов и вложений в белорусские предприятия. Он предлагает мотивировать зарубежных инвесторов вкладывать в экономику больше технологий, инноваций. 

Тяжело белорусским предприятиям конкурировать с иностранными и по причине нелогичной налоговой нагрузки. Например, в США, в стоимость продукции включены минимальные издержки. Американские компании, как правило, платят налог с прибыли. В то же время в Белоруссии налоги с предприятия берутся еще до продажи товара, потому и стоимость его на выходе становится выше. 

С мотивированием работников в республике тоже не все так радужно, считает Довгель. Работодатель хочет «выжать» из сотрудников максимум, стараясь платить максимально допустимую низкую зарплату. Если бы собственники бизнеса, топ-менеджеры предприятий более справедливо распределяли прибыль и мотивировали работников не «отбывать» рабочий день, а работать активно, то обе стороны получали бы от производственного процесса больше выгод, убежден экономист.