Необоснованное увеличение сроков ожидания плановой медицинской помощи лидирует среди нарушений прав пациентов

За прошедший 2020 и первое полугодие 2021 годов произошли значительные изменения в структуре жалоб и претензий к медицинским учреждениям, , сообщает онлайн-радио «Голос СНГ». Лидирующие позиции антирейтинга застрахованных граждан возглавили необоснованное увеличение сроков ожидания плановой медицинской помощи и отказ в ее проведении, несмотря на наличие клинических показаний. При этом, с необоснованным увеличением сроков ожидания, прежде всего, сталкивались пациенты с онкологическими заболеваниями.

Соблюдение правил и условий предоставление медицинской помощи закреплено программой государственных гарантий. В рамках первичной медико-санитарной помощи срок проведения диагностических инструментальных и лабораторных методов диагностики не должен превышать 14 рабочих дней, при онкологических заболеваниях — 7 рабочих дней. А сроки оказания специализированной помощи для пациентов с онкологическими заболеваниями не должны превышать 14 календарных дней с момента гистологической верификации опухоли или с момента установления диагноза заболевания. 

«Нарушение данных государственных гарантий происходило как по причине недостаточно проработанной медицинскими организациями системы маршрутизации пациентов, так и по причине ненадлежащей информированности населения о важности соблюдения сроков начала запланированных госпитализаций», — комментирует эксперт Всероссийского союза страховщиков Сергей Шкитин. «Что касается необоснованных отказов в оказании медпомощи при наличии клинических показаний, то это чаще всего происходило по причине ошибок скорой помощи и поликлиник в определении показаний для госпитализации в стационар или недостаточной диагностики при установлении предварительного диагноза в приемном отделении стационара». 

Кроме доступности медицинской помощи, застрахованные пациенты также жаловались на нерациональное назначение лекарственных препаратов и необоснованное непроведение диагностических мероприятий. 

Отсутствие надлежащего обследования пациентов, несоблюдение сроков и временного регламента оказания медицинской помощи замкнули топ-5 нарушений прав пациентов в системе ОМС.


Для сравнения в 2019 году пациенты чаще всего жаловались на неправомерные требования оплаты за лекарственные препараты и диагностические мероприятия, например, гормональные исследования крови, КТ и МРТ, а также химиотерапию. Отдельный блок жалоб от пациентов приходился на неэтичное поведение, конфликты или халатное отношение медицинского персонала, а также обнаружение гражданами записей в медкартах об услугах, которые никогда не оказывались.